Тюльпаны в живописи

тюльпаны

Тюльпаны в живописи

Тюльпаны – весенние цветы с особенной судьбой. Как и ветряная мельница, они стали национальным символом Нидерландов (Голландии).  Практически все знают душещипательные истории про тюльпаны в Голландии: как луковицы тюльпанов стоили баснословных денег и, как затем всё враз обесценилось.

Тюльпаны Tulip mania
Ян Брейгель Младший. «Сатира на тюльпаноманию» (ок. 1640 г.) Картина изображает спекулянтов, как безмозглых обезьян в современном платье высшего света. В комментарии к экономической глупости одна обезьяна мочится на ранее ценные растения, другие появляются в суде как должники, а на заднем плане одну из обезьян тащат к могиле.

Любители флоры в Голландии очень часто обращались к художникам с просьбой запечатлеть тот или иной вид для того, чтобы сохранить красоту по-настоящему редкого цветка.

Тюльпаны Аугбургский тюльпан 1561
Конрад Геснер, «Аугсбургский тюльпан». 1561. Первое в европейской истории изображение тюльпана с собственноручными заметками Геснера

Культ тюльпана отразился и на всемогущей во все времена моде: дивные рисунки тюльпанов покрывали материи, изображения этих цветов ткались на самых дорогих брабантских кружевах.

Важную роль сыграли тюльпаны в голландской живописи: они привлекали внимание выдающихся художников того времени и послужили толчком для образования целых школ рисования цветов.

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в.

Тюльпаны Bouquet with cat and mousetrap
Абрахам Миньон. «Букет с кошкой и мышеловкой». 1670-1675

Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти, либо — в более широком смысле, Страстей Христовых и Воскресения.

Все эти аллегории передаются художниками через предметы. Почти всегда используются повседневные предметы, встречающиеся в жизни и быту.  

В цветочных натюрмортах композиция как фламандских, так и голландских произведений довольно стереотипна: плотный букет, собранный в вазу или корзину, сочетается с несколькими цветами, разбросанными врозь.

Тюльпаны C15114.jpg
Балтасар ван дер Аст. «Корзина с цветами». 1622

В то время интерес к многообразию форм природы был очень силён, художники вводили в свои цветочные натюрморты изображения кузнечиков, бабочек, мух, ящериц, лягушек, раковин, даже редкостных птиц.

В наиболее пышных букетах можно насчитать до тридцати сортов цветов, притом цветущих в разное время года. Такие картины невозможно было создать с натуры. Художникам приходилось штудировать много-много материала.

Тюльпаны Ян Брейгель Старший
Ян Брейгель Старший. «Цветы в деревянной вазе».

Художники стремились богатство и красоту царства Флоры, независимо от времени года.

Тюльпаны Harmensz_van_Rijn_Rembrandt_-_Флора
Рембрандт. Флора, 1634. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. На этой картине голландского художника его жена Саския предстаёт в образе богини Флоры. Эта работа — гимн богине природы и призыв к изобилию и процветанию страны. В венке Флоры привлекает внимание крупный тюльпан красно-белой окраски с причудливыми штрихами и пятнами на лепестках. Это самый красивый и дорогой сорт цветка, за который в Голландии отдавали целое состояние. Именно эти цветы изображали на картинах художники, они стали популярным мотивом в голландской живописи, а позднее были объединены в класс, названный именем Рембрандта.

Цветочный натюрморт — это отражение голландского быта — традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения.  

Тюльпаны Hans Gillisz. Bollongier, Flower Piece, Rijksmuseum, 1639.
Ханс Гиллис Болоньер. «Цветы». 1639

Изумительную способность голландских живописцев передавать материальный мир во всем богатстве и разнообразии ценили не только современники, но и европейцы в XVIII и XIX вв. Они видели в натюрмортах  только блестящее мастерство передачи реальности без понимания аллегорического контекста.

Однако для самих голландцев XVII столетия эти картины были полны смысла, они предлагали пищу не только для глаз, но и для ума. Картины вступали в диалог со зрителями, сообщая им важные моральные истины, напоминая об обманчивости земных радостей, о тщете людских стремлений, направляя мысль на философские размышления о смысле человеческой жизни.

Тюльпаны Филипп де Шампань, 2-я пол. XVII в.
Филипп де Шампань. 2-я пол. XVII века. Напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Череп — зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.

Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию.

  • Тюльпан — объект коллекционирования в Голландии XVII века, символ необдуманного обращения с дарованным Богом состоянием.
  • Роза — цветок Венеры, являлась символом любви, она тщеславна, как всё, присущее человеку.
  • Мак – символ покоя и эйфорического забытья.
  • Зрелые плоды символизируют изобилие, гнилые – символ бренности бытия.
  • Грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком.
  • Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
  • Морские раковины обозначали смерть.
  • Ползучая улитка — олицетворение лености.
Тюльпан Клара Петерс. «Сервированный стол». 1611.
Клара Петерс. «Натюрморт с цветами и золотым бокалом», 1611

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

2 Comments

  1. Ух ты! Умели же рисовать в то время. А сейчас что? То ли картина, то ли еще что. Сиди себе и догадывайся. А ещё всяческие критики рассказывают, что же изображено на картине:). Я тоже умею по-современному рисовать:)

  2. Спасибо. А то в музеи многие перестали ходить. Все больше по магазным распродажам, а так увидеть можно картины. Да и история интересная. У меня в огороде черные тюльпаны растут. Вот.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *