Мебель из стекла и металла: предисловие
Мебель из стекла и металла прошла длинный путь. Это сейчас мы воспринимаем как должное журнальный столик из стекла и металла, а когда-то это было экзотикой и доступно только богатым.
Стекло в мебели давно использовалось в виде декоративных вставок. Оно придавало особый шик изделиям. Некоторые историки мебели сходятся во мнении, что антикварная стеклянная мебель стала модной в XVIII веке, во времена правления Екатерины Великой в России. В Европе стали обращать внимание на стеклянную мебель после того, как в 1780-х годах императрица заказала огромные стеклянные светильники и стеклянные столы на Императорском стекольном заводе. Всё это предназначалось для Павловского (Большого) дворца в Царском Селе возле Санкт-Петербурга.
Ответственный за строительство дворца шотландский архитектор Чарльз Камерон разработал гардеробную для Екатерины Великой со стенами, потолком, колоннами и дверями в стекле. Помпейские мотивы были представлены синим и золотым на стеклянных стенах, окруженных синими стеклянными колоннами. Вся мебель была сделана из плит синего стекла, а стеклянный потолок был украшен адайскими мотивами в синем и золотом. Эта гламурная гардеробная, разрушенная во время Второй мировой войны, была задокументирована в акварелях 1860-х годов.
Считается, что только три таких стола из этой гардеробной уцелели. Один антикварный столик из синего стекла был продан в частном порядке ещё до Второй Мировой Войны. В настоящее время этот столик оценивается в 2,5 миллиона долларов.
Галерея Galerie J. Kugel в Париже обладает очень похожей моделью стола, также 1808 года, которая изготовлена только из синего стекла.
Французы стали создавать свою стеклянную мебель, которая была более сложной, чем мебель в России, хотя стекло было совершенно бесцветным. Людовику XVIII (правил в 1814–1824 гг.) мы обязаны популяризацией роскошных изделий из стекла. Спрос привел к увеличению как количества, так и качества произведенных изделий.
Компания F.&C. Osler Furniture, основанная в 1807 году в Бирмингеме (Англия), создала большую по размерам стеклянную мебель, потому что именно компания Osler освоила необходимые технологии для создания такой мебели.
Компания, вполне вероятно, была первой европейской компанией – производителем стекла, которая стала осваивать восточный рынок.
В 1840 году F.&C. Osler Furniture начала демонстрировать люстры в магазине в Калькутте (Индия), а в 1843 году фирма учредила там своего собственного торгового представителя. Вскоре после этого она открыла свой собственный выставочный зал в Калькутте – всё это до открытия магазина в Лондоне.
После Всемирной выставки 1851 года в Лондоне, где самым популярным местом встречи был 27-футовой высоты Хрустальный Фонтан Ослера из литого бесцветного стекла в Хрустальном Дворце, индийские правители начали устанавливать стеклянные фонтаны в своих резиденциях. Они также стали заказывать стеклянные светильники и разные виды стеклянной мебели по образцам, представленным на этой выставке: стеклянные стулья, диваны, кушетки, книжные шкафы, столы и даже трон. Например, в начале 1870-х годов магараджа Гвалиор, в ожидании визита принца Уэльского, построил новый дворец к югу от Агры. Дворец имеет две из самых больших люстр от Ослера, когда-либо сделанных компанией (каждая люстра 40 футов в высоту).
Согласно данным дворцовых записей, на крышу были подняты слоны, чтобы удостовериться, что она сможет выдержать вес этих колоссальных люстр.
По сей день дворец Гвалиор, который всё еще находится в частной собственности, может похвастаться дурбарским залом с люстрами Ослера, стеклянными факелами, многочисленными столами и великолепной лестницей со стеклянными перилами. В соседней комнате есть стеклянные кресла и подставки для ног, шезлонг, две этажерки, круглый диван и зеркало.
Начиная с 1878 года Махарана Удайпура купила столы, стулья, диваны и причудливую кровать от компании Ослера для своего Городского дворца в Удайпуре. Махараджи Патиалы, Бороды, Биканера, Серампоре и Низам Хидерабада также купили стеклянную мебель.
«Все крупные махараджи соперничали друг с другом», – сказал Джон П. Смит, недавно ушедший в отставку специалист по стеклянной мебели в галерее лондонского антиквариата в Маллетте. «Они любили вещи, которые сверкали. Индийская деревянная мебель имела тенденцию быть довольно скучной. Деревянная мебель не воспринимает тепло и подвержена термитам». Мебель из стекла прекрасно подходит для Индии. В жарком сухом климате стекло остается прохладным на ощупь и со временем его свойства не ухудшаются. Однако, индийцы обычно накрывают свою стеклянную мебель ярко окрашенным бархатом.
Стеклянная мебель от таких компаний, как F.&C. Osler Furniture (и её британских конкурентов Defries & Sons и Coalbourne Hill Glass Works) имела еще одно явное преимущество. Поскольку резка стекла была геометрической, а не фигурной, украшение было приемлемым для мусульманских правителей. «В стекле не было человеческих фигур или животных, поэтому проблем не было», – сказал г-н Смит.
Французская стекольная компания Баккара, основанная в 1764 году, вышла на индийский рынок в Бомбее в 1890-х годах. В отчетах компании указано, что компания Баккара перевезла свою мебель из стекла клиентам в Индии, используя слонов.
В то время как Баккара практически не выпускала такого количества стеклянной мебели, как компания Ослера, никто не продавал столько светильников и мебели для клиентов в Индии, как Баккара. По крайней мере, до первой мировой войны.
В статье «Стеклянный стол, Стеклянная мебель» мы продолжили эту тему.